16 февраля 2011 г.

Я и мой намаз.

Заголовок этого поста звучит немного пафосно. На самом деле я просто хочу рассказать вам о взаимоотношениях (если можно так говорить) меня и моей молитвы. А они, эти взаимоотношения, не так-то легки.

Для мусульманина молитва (намаз) это обязанность. И мне по началу, после принятия ислама, казалось немного странным, что молиться надо не когда твоей душе этого хочется (нет, ну когда хочется - тоже можно, но помимо этого...), а регулярно, каждый день, пять раз, в определенное время. А если не хочется? А если не совсем обстановка подходящая? А если я сплю? Позже до меня дошло, и я просто восхитилась мудростью, заложенной Богом в этом предписании. Ведь помолиться, когда есть в этом потребность, может каждый. А ты попробуй сделать это не когда тебе угодно,  а когда угодно Ему. Превозмоги свою лень, пересиль нежелание, рассей сон, побори стеснение, в конце концов, и встань на молитву в назначенное время. Так повелел Тот, Кто создал все сущее. В этом превозмогании, пересиливании и заключается искренность твоей благодарности Богу, твоя любовь к Нему.
Когда я все это осознала, я подумала:"АльхамдулилЛях, ко мне пришло нужное понимание, теперь пять намазов в день не проблема." И что вы думаете? Следующим утром я проспала фаджр! Как? Да просто выключила во сне будильник и стала спать дальше. И это было отнюдь не единственное утро, и даже не единственный день с пропущенными намазами. Бывало, я не могла найти возможности прочитать намаз в университете, бывало, я просто тупо забывала про то, что пора помолиться. Бывало, я на несколько месяцев оставляла намаз, говоря себе:"Я просто еще не готова, я ведь "новенькая". Потом возвращалась, "начинала с нуля", учила заново молитвы (да, они забываются, если их не повторять), воскрешала в себе "нужное понимание"... Но... потом опять оставляла... Как-то раз я заболела, очень тяжело, долгое время была в постели, на это время я освободила себя от обязанности молиться, обещая восполнить все позже, после выздоровления. Ну и конечно после этого периода болезни я еще долго не возвращалась к намазу. Вот так вот мы с моим намазом то сходились, то расходились. И конечно же было ясно, что одного понимания сути не достаточно. А к тому времени я прочитала множество прекрасных книг по исламу, все они давали мне что-то новое к моему пониманию, вдохновляли начать молиться сейчас же, что я и делала, более того, росла потребность в намазе. Очень хотела душа, да что душа, даже тело требовало сделать эти движения! И представляете, даже этого было недостаточно! Время от времени находилось что-то, из-за чего я пропускала несколько молитв подряд, а потом уже просто руки опускались восполнять.
Я была в шоке от самой себя, от своей слабости. Читая перевод смыслов Корана, я плакала от стыда перед Богом, перед самой собой, перед сестрами и родными. Но ничего не могла поделать - намаз читала периодами.
Ситуация немного изменилась, когда у меня родилась дочь. Я осознала, что теперь на мне лежит ответственность не только за свою душу, но и за религиозное восприятие моей доченьки. Как педагог я знала, что ничто так не оказывает влияния на ребенка, как собственный пример родителей (или его отсутствие). И я сказала себе:"Мой ребенок должен видеть намаз, должен знать, что это то, что люди, любящие Господа, делают каждый день." Я стала заставлять себя, в периоды трудности, делать хотя бы один намаз в день. Так и я, и моя дочь привыкли к тому, что намаз - это регулярный, ежедневный (за небольшим исключение для женщин) ритуал. Иногда это она меня побуждала вставать на молитву, предлагая "почитать намаз". Иногда она просто надевала себе на голову полотенце, или что-нибудь вроде него, вставала и читала намаз, и мне не оставалось ничего иного, как присоединиться к ней :)

Вы думаете, я сейчас, на данный момент могу похвастаться регулярностью в молитве? Нет. И я никогда, никогда, никогда этим не похвастаюсь, даже если буду читать намаз без пропусков на протяжении нескольких лет, и восполню все пропуски за прошлые годы. Потому что я понимаю, что намаз - это очень уязвимая штука. Это одна из самых главных, самых дорогих вещей в поклонении Всевышнему. Намаз - это работа над собой. Трудная и кропотливая. Я знаю, не у всех так, альхамдулилЛях, но я так же чувствую, что я не одна такая "ненадежная". Просто об этом не принято говорить в умме. Стыдно и тяжело признаться именно в том, что ты время от времени забрасываешь молитву. Одно дело, когда совсем не читаешь (по незнанию, по непониманию), а другое - когда и знаешь все, и понимаешь все, а вот время от времени сдаешься. Не так давно наступил тот момент, когда я смогла признаться самой себе в том, что для меня намаз - это проблема. Не всегда. Я перестала это скрывать от окружающих. И вы знаете, мне стало легче и немного проще, альхамдулилЛях. Я приняла всю себя со своей проблемой целиком, и вот именно на этом этапе полностью осознала нерегулярность намазов ПРОБЛЕМОЙ, С КОТОРОЙ НЕОБХОДИМО БОРОТЬСЯ. Это чем-то напоминает борьбу с лишним весом.Человек толстый, но он все равно много ест, хотя он вроде бы понимает, что это вредно, что он и так уже толще некуда, он постоянно сидит на диетах, но результат временный. И вдруг происходит что-то, благодаря чему человек перестает себя воспринимать в норме. Он говорит себе:"У меня много лишнего веса, и если я не перестану много есть, я потеряю здоровье, и много чего еще." То есть он понял необходимость БОРЬБЫ, и того, что результат уязвим, он необязательно будет вечным.
Вот так и я. Я поняла необходимость борьбы. Надо прилагать усилия, много усилий, если ты хочешь чего-то добиться. А также постоянно прилагать усилия, чтобы то, чего ты добился, не ушло от тебя.
Я повесила на стенку холодильника специально распечатанное расписание намазов, а на сам холодильник положила фломастер. Я зачеркиваю каждый выполненный намаз. А каждый невыполненный не зачеркиваю. И знаете, субханАллах, дело пошло лучше. Появилось стремление зачеркнуть все пять пунктиков, иначе день кажется каким-то незаконченным. Я всегда в курсе, какой намаз прочла, какой не прочла, какой восполнила. Эта ясность очень мне помогает. Не буду скрывать, пропуски есть, их не так уж мало, но и не так много, как было раньше. Появилась привычка тела. Ему хочется этой "гимнастики", коленные суставы уже почти не скрипят при подъеме ;)
Молю Бога, чтобы не падать вниз, идти только вверх в своем поклонении. А если меня найдет испытание снова упасть, то пройти достойно его, не сдаваться.

Тем, у кого похожая проблема, хочу сказать, чтобы не замыкались в себе. Расскажите о ней всем, кому доверяете. Вас будут стараться поддерживать и "звать за собой". Сделайте как я, повесьте календарь для вычеркивания, и тогда эта проблема будет более наглядной и понятной вам. И еще, никогда не сдавайтесь. Не говорите:"Это не для меня." Это для вас, но за это нужно бороться! Скорее всего всю жизнь, но возможно, Аллах наградит в этой жизни, даровав легкость вашему намазу. А уж какая награда ждет в жизни будущей... иншаАллах...
 

11 комментариев:

  1. Хорошо написано, искренне! В жизни многое зависит от нашей готовности сделать что-либо, нужно лишь немного подождать, но не сложа руки, а выбрав правильное направление движения к цели.
    Мне было легче выполнять намаз, мой муж помогал и корректировал неточности.

    Надя-Сумайя

    ОтветитьУдалить
  2. Да, ухтик, сложно подобрать слова,чтобы описать такую войну самой с собой!
    Я тоже отменчаю в календаре количество сделаных намазов. Восполняю все пропуски. на каждом дне должно быть написано "намазы 5".
    Но это не сложно. Сложно написать "намазы все вовремя". И это ужасно ((
    В выходные я горжусь собой, когда у меня это получается. Но опять же - не каждый выходной, что печально.
    В будни - ситуация еще сложнее и страшнее - я не могу начать молиться на работе. Я страшно стисняюсь. И ничего не могу найти, чтобы победить это стиснения. Какие дааваты не читала, чтобы не говорили другие. Я не могу побороть в себе это. (( Прихожу домой - восполняю все пять или четыре, осознавая, что вовремя по одному было бы легче...

    Дай Аллах нам всем имана, чтобы победить лень и стиснение и другие предрассудки!

    ОтветитьУдалить
  3. Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах ва баракатух, сестричка!
    Хочется немного прокомментировать твои слова о том, что мусульмане нечасто признаются в подобной проблеме, хотя у многих она есть. Мне кажется, дело тут вовсе не в том, что они стесняются признаться (как толстые люди не любят говорить о весе), или ещё в чём-то подобном. Просто пропускать даже один обязательный намаз - это большой грех. А раскрывать перед другими свои грехи очень нежелательно. Мудрости тут много, но из очевидных пунктов: 1) не нужно, чтобы другие, видя твои грехи, думали "АльхамдулиЛлах, я не один такой"... нужно, наоборот, думать о величине каждого своего греха и стремиться подражать тем, кто лучше тебя в вопросах веры; 2) рассказывая о грехе другим мусульманам, ты делаешь их свидетелями в Судный День... И это лишь самая малость, почему не стоит рассказывать о своих грехах.
    Извини, если мой комментарий чем-то обидел тебя.

    Leyla Leyla (я у тебя в друзьях в Контакте)

    ОтветитьУдалить
  4. ну да. Если ты у Аллаха молишь прощения за намазы и он простит тебя. А в судный день свидетели найдутся и что же тогда? Аллах спараведливый и если люди потребуют наказания...ЯПотому лучше о своих грехах не рассказывать, даже самых малых. Тем более что это Аллах предписал человеку! АльхамдулиЛля. А насчет стесняться делать намаз там или в другом месте. Это пока намаз не станет для вас на первом месте, ничего не изменится. Необходимо выходя каждый раз из дома думать где как и во сколько я его сделаю.Так как весь день ваш веертится исходя от него, а не наоборот. Например я в универе долго не могла найти место и сил. потом решила что намаз важнее моих мыслей.И после пары подходила к преподавателю и просила пока перемена в конце аудитории делать. потом когда нужно во время пары сделать спускалась на первый этаж и под лестницей делала намаз. все видели, я видела что все видели, со временем все привыкли. НО никто слова не сказал.Важно понять, что намаз наша гордость, наша сила, наша защита. Если мусульманин будет стесняться что он мусульманин, его никогда не воспримут всерьез. Разве вы будете уважать человека, который не уважает ни себя ни свои принципы?
    Я это не хочу к кому-то с укором сказать, просто хочу напомнить всем и себе, конечно, что именно из-за законов Всевышнего, мы стали мусульманами АльхамдулиЛля.
    Умм Ахмад Ясин=)

    ОтветитьУдалить
  5. ассаляму аллекум девочки! а у меня несолько днругого плана проблема. у меня двое маленьких дочек,баьбушек у нас нет рядом и они практически всегда кружатся со мной. это очень мешает сосредоточится и частенько намаз получается такой, мысли в голове посторонние, машинально (((. а как вы решаете эту проблему?

    ОтветитьУдалить
  6. я читаю намаз вместе с ребенком, ему год. Это сунна иншааЛла.Однажды Пророк(с.а.с.) совершил земной поклон и долго не вставал с него, и тогда все в мечетьи забеспокоились и испугались, что он покинул эту дунию, но через какое-то время Пророк(с.а.с.) продолжил намаз. После намаза его спросили, что случилось и рассказали о своем беспокойстве. Причиной оказалось, что к Пророку(с.а.с.) на спину забралась его внучка Умама. И есть еще ряд хадисов в которых говорится, как дети были рядом во время намаза и внуки ПРорока(с.а.с.) в том числе. В этом нет ничего противоестественного. и нужно иншаалла понимать, какая на нас лежит ответственность за наших детей, они долждны увидеть и понять что намаз это именно то, что они хотят делать, а не то что им делать нельзя=)))А дети она всегда и везде дети. непредсказуемые, любопытные и просто замечательные машааЛла. вот ссылка на видео у меня в контакте. вообще со смеху угорала=)))
    http://vkontakte.ru/events.php#/video16159627_159271384

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный4 июля 2011 г., 8:31

    у меня тоже самое но еще хуже, когда я читаю намаз я не чувствую ничего, мысли витают непонятно где, я постоянно во время чтения намаза ощущаю какую-то тяжесть в левой лопатке,на уровне сердца, будто кто-то сзади палкой по спине тычет, это странное ощущение и звучит как бред, но я не сумасшедшая))) может еще у кого-то такое есть ?
    подскажите пожалуйста что я делаю не так?

    ОтветитьУдалить
  8. Да, на что только не идет шайтан, чтобы отвратить нас от молитвы... В одном из хадисов сказано, что молиться надо так, будто стоишь прямо перед Всевышним, а точнее, надо постараться почувствовать, что Аллах тебя видит. Вот чтобы не отвлекали всякие мысли, можно сперва концентрироваться на этом ощущении. Затем перейти к чувству благодарности к Господу за все, что имеем и не имеем... Лично мне две эти мысли очень помогают сосредоточиться.
    Ну а с детками тут нет другого варианта. Молиться надо с ними вместе. Просто надо не лениться перед молитвой всегда объяснять дружелюбно, что шуметь не надо и т.д. А после молитвы похвалить от души, даже если и не очень удачно :) Если сперва они не послушаются, не надо опускать рук, надо объснять, объяснять... вода камень точит, как говориться :)Так и вы тренируетесь внимание концентрировать, и они привыкают к тому, что намаз - это неотъемлимая часть жизни.

    ОтветитьУдалить
  9. В книге "Умдат-уль-Ислам" Абдулазиза Дехлеви (ум. в 741/1340) приводится хадис:
    "Если кто-либо пропустит молитву без уважительной причины, то будет находиться в Аду восемьдесят хукба".
    Одна хукба по продолжительности равна восьмидесяти годам загробной жизни.
    Один день загробной жизни равен тысячи годам в этом мире.
    получается за один промущенный намаз 29,200,000
    лет в аду

    ОтветитьУдалить
  10. Скажите, что вы думаете о женском обрезании? Как ислам может допускать таокое издевательство?

    ОтветитьУдалить
  11. Женское обрезание является традицией в определенных странах, а не религиозным каноном. В Коране про это ничего не сказано, но сказано про мужское. Ряд мусульманских ученых-богословов напротив выпустили фетвы, запрещающие данную процедуру в некоторых исламских странах.

    ОтветитьУдалить